Амбивалентные чувства – психология

Содержание

Амбивалентность человеческих чувств — патология или зрелость?

Амбивалентные чувства – психология

  • 1 Описание
  • 2 Факторы
  • 3 Виды

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia — как «сила») — это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то.

Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе.

Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства.

Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении.

В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют  общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед — негативные, а к вечеру — снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики.

Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях.

При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты.

В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны.

Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся  одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо).

Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например, Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта — к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний.

Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания.

Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».

Каждый из нас испытывал амбивалентность чувств. Это в природе человека: постоянно выбирать между «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Для каждого из нас абсолютно нормально одновременно испытывать такие эмоции, как любовь и ненависть, радость и печаль.

Мы постоянно имеем дело с двойственностью опыта, даже если делаем это неосознанно. Каждый раз, когда человек говорит «да» или «нет», он осуществляет свой выбор. Патологической амбивалентность становится лишь тогда, когда она является сильно выраженной и устойчивой.

Амбивалентность чувств

Амбивалентные чувства – психология

Часто амбивалентное отношение к предмету или личности свидетельствует о психическом расстройстве, особенно в том случае, когда оно приобретает навязчивый характер.

В основном, люди, которые настоятельно призывают других «определиться или-или», упускают из виду или просто не понимают, что две противоположности, будь то чувства или мысли, могут мирно уживаться друг с другом.

Можно и любить, и испытывать неприязнь, и бояться, и желать чего-либо.

Амбивалентность – что это?

Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.

Швейцарский психиатр Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении или шизоидного склада характера.

Зигмунд Фрейд полагал, что амбивалентность подразумевает изначальную уживаемость в человеке или присутствие противоположных глубинных побуждений.

Психиатр и психоаналитик Фрейд называл их «эрос» и «танатос» или влечением к жизни и созиданию и влечением к смерти, саморазрушению. Это фундамент, на котором строится и развивается личность человека.

На заметку. По сей день амбивалентность в психоанализе – это гамма сложных, противоречивых чувств. Она считается нормальным явлением по отношению к тем, чье влияние и роль в жизни человека нельзя отнести к полюсу «хорошо» или «плохо».

Вообще, однозначное положительное или отрицательное отношение к кому-либо свидетельствует скорее о желании идеализировать или обесценить, чем об адекватном взгляде на субъекта. Не говоря уже о возможности принятия кого-то как личности, ведь человек, который идеализирует или обесценивает, намеренно отвергает «обратную» или «теневую сторону» другого.

Нужно знать. Современная психология рассматривает амбивалентность, как симптом, а человека, который испытывает двойственное ощущение к чему-либо или кому-то, как пациента или клиента.

Виды амбивалентности

Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.

Эмоциональная амбивалетность

Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям.

Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их. Такое же может случиться в отношениях между близкими людьми.

Конфликт обостряет противоречия, и тогда наряду с нежностью проявятся совсем иные ноты, когда близкий человек раздражает.

Волевая амбивалетность

Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.

Интеллектуальная амбивалетность

Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.

Причины появления амбивалентности

Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.

Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:

  • психозах;
  • навязчивых состояниях;
  • разных расстройствах (обсессивно компульсивном, пищевом);
  • различных фобиях;
  • панических атаках.

Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.

Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.

К амбивалентности приводит:

  1. Чувство гиперответственности или наоборот отсутствие такого, когда над человеком довлеет страх ошибиться.
  2. Замкнутость, нерешительность на грани патологии.
  3. Страх внимания окружающих, категорическое нежелание становится объектом суждений или пересуд.
  4. Склонность к неадекватной самокритике.
  5. Перефекционизм – чувство, когда человек заведомо не доволен результатом, поэтому не действует вообще.
  6. Фобии, тревожность.

На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.

Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется.

Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать.

В том случае, если метания приносят страдания и грозят личностной целостности и психическому здоровью, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.

Как преодолеть амбивалентность

Патологические состояния, при которых возникает ярко выраженная амбивалентность отношений, чувств, мыслей или воли, требуют врачебного вмешательства. В зависимости от тяжести симптомов и состояния, в котором пребывает человек, существует несколько способов, помогающих преодолеть проблему:

  1. Медикаментозное лечение применяется, если амбивалентность возникла вследствие заболевания. Врач назначит препараты, которые направлены на стабилизацию личности. Не существует единственного медикаментозного средства, помогающего преодолеть амбивалентность. Применяться могут и антидепрессанты, и седативы, и транквилизаторы.
  2. Психотерапевтические методы. Прояснить внутреннее состояние помогает индивидуальное консультирование, в ходе которого человек «разбирает» триггеры («спусковые крючки», запускающие амбивалентные мысли, ощущения.) Чтобы устранить проблему, психотерапевт помогает клиенту проработать слабые места. К примеру, изменить (как правило, поднять) самооценку, перестать страшиться ответственности, разобраться с чувствами, научиться лучше слышать себя.
  3. Групповая психотерапия, различные тренинги личностного роста помогают справиться с проблемой, побороть внутренние страхи, обрести ясность мышления, уверенность в собственных силах и признать право на самостоятельные решения.

Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» – это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или».

«Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так: «Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится.

К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.

Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого.

Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам. Ведь и личность «сделана» из света и тени и все время балансирует между «да» и «нет», грехом и святостью.

Часто проблема лежит не в области преодоления двойственных чувств, а в признании права на существовании таковых.

Амбивалентность – что это такое в психологии и психиатрии

Амбивалентные чувства – психология

Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».

Что такое амбивалентность

Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Амбивалентность – это двойственность отношения к какому-то явлению или предмету. Она может быть как нормальным состоянием личности, так и патологией, характерной для психологических расстройств и некоторых психических заболеваний.

Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм.

Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности.

Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.

Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии

Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.

В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность.

А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями.

Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.

В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.

Основные виды двойственности

Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:

  • Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
  • Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
  • Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.

К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».

Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.

Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.

Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека.

К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.

Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:

  • При шизофрении и шизоидных состояниях.
  • При затяжной клинической депрессии.
  • Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
  • В случае биполярного аффективного расстройства.
  • При различных неврозах.

Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.

Как проявляются амбивалентные чувства

Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.

При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.

Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.

Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.

Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.

Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.

Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами.

И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус.

Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм.

Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.

Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний.

В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны.

К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы.

Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.

При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно.

Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.

Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение

Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.

Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.

Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:

  • Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
  • Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
  • Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
  • Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
  • Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
  • Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?

Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.

Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.

Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.

Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.

Понятие амбивалентности в психиатрии и клинической психологии, признаки и формы амбивалентных чувств

Амбивалентные чувства – психология

Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.

Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства.

В отношениях

зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, – есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, – излюбленная тема авторов художественных произведений.

термин «амбивалентность» был представлен эйгеном блейлером в 1910 году, как один из симптомов шизофрении. на сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.

другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. в этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии.

согласно блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.

также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств. нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.

не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.

чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», – например, если это понятие применять в психиатрии, – оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний, таких как:

  • психозы
  • депрессии
  • различные фобии, панические состояния

также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.

виды амбивалентности и методы лечения

Блейлер выделял три вида амбивалентности:

  1. Эмоциональная – человек имеет внутреннее переживание, связанное с двояким отношением к объекту (событию). В качестве примера можно представить ностальгические воспоминания, когда с одной стороны присутствует чувство грусти по ушедшим моментам, и в то же время имеет место радость от приятных воспоминаний. Опасность эмоциональной амбивалентности заключается в том, какая эмоция станет преобладающей, в случае с воспоминаниями, выход грусти на первый план может привести к длительной депрессии.
  2. Волевая – невозможность выбрать одно из двух различных решений, зачастую приводит к отказу от обоих вариантов. Часто наблюдается у людей нерешительных, неуверенных в себе, склонных к замкнутости, имеющих различные фобии. Отказываясь от выбора того или иного решения, либо перекладывая его на кого-то другого, человек испытывает облегчение одновременно с сильным чувством стыда.
  3. Интеллектуальная – наличие абсолютно различных, часто противоречивых идей. Косвенно может являться неким «распадом» мышления, и признаком шизофрении.

При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.

К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии.

Медикаментозный метод

Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.

Психотерапия

Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.

В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.

Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное, ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, – и есть яркий пример этого состояния.

Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.

Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты.

Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии. Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.

Амбивалентность

Амбивалентные чувства – психология

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом.

Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э.

Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три её формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях индивида.

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность чувств

Нередко можно встретить пары, в которых превалирует ревность, где сумасшедшая любовь переплетается с ненавистью. Это является проявлением амбивалентности чувств.

Амбивалентность это в психологии противоречивое внутреннее эмоциональное переживание или состояние, которое имеет связь с двояким отношением к субъекту либо объекту, предмету, событию и характеризуется одновременно его принятием и отказом от него, отвержением.

Термин амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность был предложен Э. Блейером швейцарским психиатром с целью обозначения присущих индивидам, страдающим шизофренией, двойственного реагирования и отношения, быстро друг друга сменяющих.

Это понятие вскоре приобрело более широкое распространение и в психологической науке.

Сложные двойственные чувства либо эмоции, зарождающиеся у субъекта вследствие разнообразности его потребностей и многосторонности явлений, которые непосредственно окружают его, одновременно притягивающие к себе и отпугивающие, вызывающие положительные и отрицательные ощущения, стали называть амбивалентными.

В соответствии с пониманием З. Фрейд, амбивалентность эмоций до определенных границ является нормой. При этом высокая степень ее выраженности говорит о невротическом состоянии.

Амбивалентность присуща некоторым представлениям, понятиям, которые одновременно выражают симпатию и антипатию, удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть. Зачастую одно из перечисленных чувств может бессознательно вытесняться, маскируясь другим.

Сегодня в современной психологической науке существует две трактовки данного понятия.

Под амбивалентностью психоаналитической теорией понимается сложный комплекс чувств, которые личность ощущает в отношении предмета, другого субъекта либо явления. Считается ее возникновение нормальным в отношении к тем индивидам, чья роль является неоднозначной в жизни личности.

А наличие исключительно лишь положительных эмоций или негативных чувств, то есть однополярность, интерпретируется в качестве идеализирования или проявления обесценивания.

Другими словами психоаналитическая теория предполагает, что эмоции всегда амбивалентны, но сам субъект этого не понимает.

Амбивалентность психиатрия рассматривает в качестве периодической глобальной смены отношения индивидуума к тому или иному явлению, индивиду либо предмету. В психоаналитической теории подобное изменение отношения, зачастую, называется «расщеплением Эго».

Амбивалентность в психологии – это противоречивые ощущения, чувствуемые людьми практически одновременно, а не смешанные чувства и мотивы, испытываемые попеременно.

Эмоциональная амбивалентность согласно теории Фрейда может доминировать на догенитальной фазе психического формирования крохи. Одновременно с этим наиболее характерным считается то, что агрессивные желания и интимные мотивы возникают одновременно.
Блейлер во многом был идейно близок к психоанализу.

Поэтому именно в нем термин амбивалентность получил наиболее детальное развитие. Фрейд рассматривал амбивалентность в качестве грамотного обозначения Блейлером противолежащих влечений, зачастую выражающихся у субъектов в виде чувства любви наряду с ненавистью к одному желаемому объекту.

В труде, касающегося теории интимности, Фрейд описал противоположные влечения, соединенные в пару и имеющие отношение к личностной интимной активности.

В ходе исследования фобии пятилетнего ребенка он также заметил, что эмоциональное бытие индивидуумов состоит из противоположностей. Выражение маленьким ребенком одного из антагонистического переживания в отношении к родителю не мешает проявлять ему одновременно противоположное переживание.

Примеры амбивалентности: малыш может любить родителя, но в тоже время желать ему смерти. По мнению Фрейда, в случае, если зарождается конфликт, то разрешается он благодаря смене ребенком объекта и перенесения одного из внутренних движений на иную особу.

Понятие амбивалентность эмоций употреблялось основателем психоаналитической теории также при исследовании такого феномена, как перенос.

Во многих своих трудах Фрейд акцентировал противоречивый характер переноса, который играет позитивную роль и одновременно обладает негативной направленностью.

Фрейд утверждал, что перенос амбивалентен сам по себе, так как охватывает дружелюбную позицию, то есть положительную, и враждебный аспект, то есть отрицательный, в отношении психоаналитика.

Термин амбивалентности в последующем получил в психологической науке чрезмерно широкое распространение.

Амбивалентность чувств особо ярко проявляется в пубертатном периоде, поскольку эта пора является переломным моментом взросления, вследствие полового созревания.

Амбивалентность и парадоксальность характера подростка проявляется в ряде противоречий как результате кризиса самопознания, при преодолении которого личность приобретает индивидуальность (становление идентичности).

Повышенный эгоцентризм, устремленность к неизвестному, незрелость нравственный установок, максимализм, амбивалентность и парадоксальность характера подростка являются особенностями подросткового периода и представляют собой факторы риска в образовании виктимного поведения.

Амбивалентность в отношениях

Человеческая особь является сложнейшим существом экосистемы, вследствие чего гармоничность и отсутствие противоречивости в отношениях – это, скорее, эталоны, к которым индивиды устремлены, нежели характерные черты их внутренней реальности. Чувства людей, зачастую, несогласованны и двойственны. При этом они могут ощущать их одновременно в отношении к одной и той же особе. Подобное качество психологи именуют амбивалентностью.

Примеры амбивалентности в отношениях: когда супруга испытывает одновременно чувство любви наряду с ненавистью к партнеру вследствие ревности, или безграничную нежность к собственному дитяти в соединении с раздражением, вызванным непомерной усталостью, либо желание быть ближе к родителям в комплексе с мечтаниями о том, чтобы они перестали лезть в жизнь дочери или сына.

Двойственность отношений может в равной мере, как мешать субъекту, так и помогать. Когда она зарождается в качестве противоречия с одной стороны между устойчивыми чувствами к живому существу, работе, явлению, предмету и с другой стороны кратковременными эмоциями, спровоцированными ими, то подобная двойственность считается соответствующей нормой.

Подобная временная антагонистичность в отношениях нередко зарождается при коммуникативном взаимодействии с близким окружением, с которым связывают индивидов стабильные отношения со знаком «плюс» и к которым они испытывают чувство любви и нежности. Однако вследствие различных причин порой близкое окружение может провоцировать возникновение у индивидов раздражительности, стремление избежать общения с ними, нередко, даже ненависть.

Амбивалентностью в отношениях другими словами называется состояние психики, в котором всякая установка сбалансирована своей противоположностью.

Антагонистичность чувств и отношений в качестве психологического понятия необходимо отличать от присутствия смешанных ощущений в отношении предмета или чувств относительно какого-либо индивидуума.

На базе реалистического оценивания несовершенства природы объекта, явления или субъекта возникают смешанные чувства, в то время как амбивалентность – это установка глубинного эмоционального характера. В такой установке антагонистические отношения следуют из универсального источника и являются взаимосвязанными.

К. Юнг амбивалентность употреблял с целью характеристики:

– соединения положительных эмоций и отрицательных ощущений относительно объекта, предмета, события, идеи или другого индивида (при этом такие чувства выходят из одного источника и не представляют собой смесь свойств, характерных субъекту, на которого они устремлены);

– интереса к множественности, фрагментации и непостоянства психического (в этом смысле амбивалентность является лишь одним из состояний индивидуума);

– самоотрицания всякого положения, описывающего это понятие;

– отношения, в частности, к образам родителей и в общем к архетипической образности;

– универсальности, так как двойственность присутствует повсеместно.

Юнг утверждал, что сама жизнь является примером амбивалентности, ведь в ней уживаются множество взаимоисключающих понятий – добро и зло, успешность всегда граничит с поражением, надежде сопутствует отчаяние. Все перечисленные категории призваны уравновешивать друг друга.

Амбивалентность поведения обнаруживается в проявлении двух полярно противоположных мотиваций попеременно. К примеру, у множества видов живых существ реакции нападения сменяются бегством и проявлением страха.

Выраженная амбивалентность поведения также может наблюдаться в реакциях людей на незнакомых индивидов. Незнакомец провоцирует возникновение смешанных эмоций: чувство страха наряду с любопытством, желание избегнуть взаимодействия с ним одновременно со стремлением установить контакт.

Ошибочно полагать, что противоположные чувства оказывают нейтрализующее, усиливающее либо ослабляющее влияние друг друга. Образуя неделимое эмоциональное состояние, антагонистические эмоции, тем не менее, более или менее явственно в этой неделимости сохраняют собственную индивидуальность.

Амбивалентность в типичных ситуациях обусловливается тем, что определенные особенности сложного объекта неодинаково воздействуют на потребности и ценностное ориентирование индивида. К примеру, индивидуума можно уважать за трудолюбие, но в тоже время осуждать его за вспыльчивость.

Амбивалентность человека в некоторых ситуациях являет собой противоречивость между устойчивыми эмоциями в отношении к предмету и образующимися из них ситуативными ощущениями. Например, зарождается обида в случаях, когда эмоционально позитивно оцениваемые индивидом субъекты обнаруживают невнимательность к нему.

Субъектов, часто испытывающих двойственные чувства в отношении того или иного события, психологи именуют высоко амбивалентными, а менее амбивалентными называют тех, кто к однозначному мнению всегда стремится.

Многочисленные исследования доказывают, что в определенных ситуациях нужна высокая амбивалентность, но при этом в иных – она будет лишь мешать.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.